Методическое обеспечение разработки
региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения
энергетической эффективности
В статье представлена информация об
основных принципах формирования программ энергосбережения. В Томской области
представленная методология получила название «Дорожная карта». «Дорожная карта»
- это четкая последовательность целенаправленных действий в организационно-правовой,
производственно-технической, финансово-экономической, научной и гуманитарной
сферах, обеспечивающих снижение потребления энергетических ресурсов, замену
дорогих и дефицитных топливно-энергетических ресурсов на более доступные, а так
же повышение эффективности их использования.
Правовые предпосылки разработки
программ энергосбережения
Программа в области энергосбережения
и повышения энергетической эффективности разрабатывается на основании
требований Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и
повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации», Постановления ПРФ от 31.12.2009 г.
№ 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области
энергосбережения и повышения энергетической эффективности» и Приказа Минрегиона
РФ от 07.06.2010 N 273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых
показателей в области энергосбережения и повышения энергетической
эффективности, в том числе в сопоставимых условиях", зарегистрированного в
Минюсте РФ от 21.07.2010 N 17927.
Основная цель программы заключается
в создании правовых, экономических и организационных основ для повышения
энергетической эффективности при добыче, производстве, транспортировке и
использовании энергетических ресурсов на объектах всех форм собственности и
населением такими темпами, чтобы обеспечить динамику снижения потребления
топливно-энергетических ресурсов на единицу валового регионального
(муниципального) продукта на 40% к 2020 году (по отношению к 2007г.) в
соответствии с Указом Президента России № 889 от 04.06.2008г.
Принципы формирования программ
энергосбережения
Деятельность по планированию и
реализации энергосберегающих мероприятий основывается на 7 принципах, которые получили
наименование «дорожная карта» энергосбережения. («Дорожная карта» представляет
собой путь реализации конечной цели, направленной на планирование и
осуществление энергосберегающих мероприятий.)
«Дорожная карта» - это четкая
последовательность целенаправленных действий в организационно-правовой,
производственно-технической, финансово-экономической, научной и гуманитарной
сферах, обеспечивающих снижение потребления энергетических ресурсов, замену
дорогих и дефицитных топливно-энергетических ресурсов на более доступные и
повышение эффективности их использования.
«Дорожная карта» разработки и
реализации Программы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
состоит из двух этапов:
Этап 1 – до 2012 года
В этот период основная задача
Программы состоит в создании условий полномасштабного применения инновационных
путей повышения энергетической эффективности. Первый этап включает в себя:
- Гуманитарную составляющую, характеризующуюся повышением
образованности всего населения в области энергосбережения, формированием
энергосберегающего образа жизни, развитием нормативно-правовой базы в
области энергосбережения;
- Составление и анализ ретроспективных и перспективных
сводных топливно-энергетических балансов. Определение потенциала
энергосбережения по видам экономической деятельности и в разрезе
энергетических ресурсов по годам до 2020 г.
- Организацию комплексной системы учета в сроки,
определенные Законом 261-ФЗ от 23.11.2009 года.
- Проведение энергетических обследований в сроки,
определенные Законом 261-ФЗ от 23.11.2009 года;
- Расчет целевых показателей реализации программы
согласно Приказу Минрегиона РФ от 07.06.2010 N 273 "Об утверждении
Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и
повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых
условиях". Данная методика была разработана при участии Томского
регионального центра управления энергосбережением (далее – Центр).
Этап 2. C 2013 до 2020 года.
По итогам анализа реализации
мероприятий первого этапа составляется план мероприятий, направленных на
полномасштабную реализацию назначенного потенциала энергосбережения путем
внедрения инноваций и модернизации энергетического хозяйства. Назначенный
потенциал представляет собой объем экономии затрат на энергетические ресурсы по
отношению к 2007 году. Величина экономии устанавливается Указом Президента
Российской Федерации от 04.06.2008 г. №889 «О некоторых мерах по повышению
энергетической и экологической эффективности российской экономики».
Графическая иллюстрация «Дорожной
карты разработки и реализации Программы а области энергосбережения и повышения
энергоэффективности» представлена на рисунке 1.
Рис.
1. Дорожная карта разработки и реализации Программы в области энергосбережения
и повышения энергоэффективности
Структура программы энергосбережения
Рекомендуемая структура программы
состоит из следующих разделов:
- Паспорт программы, который представляет собой краткое и
четкое изложение основных характеристик программы.
- Топливно-энергетический баланс (ТЭБ) в разрезе
энергоресурсов и отраслевых комплексов. ТЭБ является фундаментом
формирования Программы в области повышения энергетической эффективности и
определения потенциала энергосбережения. На данном этапе осуществляется
сбор и сопоставление отчетных сведений об энергоресурсах по действующим
формам государственного статистического наблюдения.
Баланс дает возможность изучить направления использования
топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), что позволяет выявить
энергоемкость отраслевых комплексов. На основании составленных ТЭБ
выполняется расчет целевых показателей группы А (общие целевые показатели
в области энергосбережения в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от
07.06.2010 N 273 «Об утверждении Методики расчета значений целевых
показателей в области энергосбережения и повышения энергетической
эффективности»).
Используя ТЭБ можно проследить тенденцию использования энергетических
ресурсов и составить прогноз их потребления вплоть до 2020 года.
Назначенный потенциал энергосбережения определяется относительно
потребления ТЭР в 2007 г., поэтому необходимо уделить особое внимание
качеству предоставляемой информации.
Методика составления и анализа сводного ТЭБ региона и определение
потенциала энергосбережения разработана в Томском центре управления
энергосбережением и сертифицирована в системе добровольной сертификации
организаций в области энергосбережения, энергетической и экологической
эффективности ZOND (Система зарегистрирована в Едином реестре добровольных
систем сертификации РосТехРегулирования 19.12.2008г. Регистрационный номер
№ РОСС RU.3546.04ЧЗ00). - На основе проведенного анализа топливно-энергетических
балансов формулируются, а затем анализируются основные проблемы в сфере
энергосбережения и повышения энергоэффективности. Основная задача состоит
в выявлении энергоемкости отраслей и в поиске путей снижения потребления
ТЭР.
- Гуманитарная составляющая энергосбережения включает в
себя анализ и совершенствование нормативно-правовой базы в области
энергосбережения (в первую очередь региональный закон об энергосбережении
и повышении энергетической эффективности), формирование энергосберегающего
образа жизни населения, обучение и повышение квалификации специалистов,
депутатов, чиновников, всего населения в области энергосбережения. На
данном этапе основная задача состоит в том, чтобы научить людей жить
по-новому, показать им пользу и экономическую выгоду при энергосберегающем
образе жизни.
- Анализ оптимальности и совершенства схем учета ТЭР.
Энергосбережение не осуществимо без надлежащего приборного учета потоков
энергетических ресурсов. В соответствии со статьей 13 Федерального закона
от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической
эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» в Программе определяются объекты, на которых
необходимо организовать или усовершенствовать систему учета ТЭР с
указанием объема капиталовложений и сроков реализации данных мероприятий.
- Обязательные энергетические обследования. В
соответствии со статьей 16 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ
«Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
устанавливается перечень организаций, подлежащих обязательному
энергетическому обследованию, и составляется график их проведения.
Необходимо оценить возможность проведения обязательных энергетических
обследований энергоаудиторскими организациями, находящимися на территории
региона (муниципального образования). Если количество энергоаудиторских
организаций недостаточно, рекомендуется разработать мероприятия по
обучению энергоаудиторов и созданию соответствующих организаций.
Методики проведения энергетических обследований зданий и сооружений,
промышленных предприятий, электростанций, предприятий тепловых и электрических
сетей разработаны в Томском центре управления энергосбережением и
сертифицированы в системе добровольной сертификации ZOND. - Анализ энергетической эффективности жилищного фонда,
систем освещения, систем тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта
позволяет оценить энергетическую эффективность как оборудования, так и
систем в целом. Рассчитать экономическую выгоду от использования
современных энергосберегающий технологий и оборудования.
- Анализ наличия бесхозяйных объектов недвижимого
имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов и организации
порядка управления ими. Данный анализ позволяет составить план организации
постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве
бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права
муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты.
- Информационное обеспечение мероприятий по
энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
- В заключении, согласно Приказу Минрегиона РФ от
07.06.2010 №273 «Об утверждении Методики расчета значений целевых
показателей в области энергосбережения и повышения энергетической
эффективности», осуществляется расчет целевых показателей, которые могут
ежегодно корректироваться с учетом фактически достигнутых результатов
реализации программ и изменения социально-экономической ситуации.
Для управления реализацией программы
после ее утверждения издается Постановление главы региона (муниципалитета) о
назначении ответственных за реализацию программных мероприятий.
Источниками финансирования могут
быть бюджеты всех уровней, а также инвесторы. Все мероприятия, включенные в
Программу должны иметь финансово-экономическое обоснование.
За консультациями можно обращаться в
Томский региональный центр управления энергосбережением. Кроме того, в Центре
разработан базовый проект закона «Об энергосбережении и о повышении
энергетической эффективности Томской области». Он охватывает все области
энергосбережения и может быть адаптирован под любой регион РФ.
Эксперты РЦУЭС (г. Томск) Ольга
Марьясова, Алёна Глухова
|